Белый месяц

Где и кем бы мы ни были, никуда нам не деться от генетической памяти, сотен, тысяч лет своей ойратской истории

В стародавний век золотой сам характер кочевого быта требовал от наших предков постоянного ухода и наблюдения за скотом. Провести один день в праздности было невозможно. Повседневный ритм жизни могли нарушить только редкие праздники, среди которых Цаһан Сар (Белый Месяц) стоит особняком, потому что с его наступлением народ дружно снимался с места и начинал весенние перекочевки.

Ген авантюризма

Цаһан Сар — это сигнал к кардинальным переменам, которого всегда ждут с нетерпением. Хорошей приметой считалось первым увидеть суслика — тотчас весть о событии распространится по всей степи. Жажда обновления и привычка к кочевью были столь велики, что народ не останавливали даже самые трескучие морозы.

В 2007 году праздничный день не принес долгожданного тепла, прогнозы синоптиков о похолодании оправдались. В такие промозглые дни мы старается не высовывать носа из теплых небоскребов, а если случится оказаться на морозе, то кутаемся в шубы, меха и шарфы. Большинство из нас позабыло исконное ремесло предков и старается осесть, закрепиться на определенном земельном участке – мерилом успеха является строительство собственного двухэтажного дома, с теплицей, цветами и бассейнами. Сегодня калмыки – контент-менеджеры, риелторы, аудиторы, секьюрити, мерчандайзеры, продюсеры, довольные собою, если удается зарабатывать на семью, на детей, особо не утруждаясь физически.

Однако в наказание за измену кочевому образу жизни мы обзавелись неведомыми болезнями, ослабли, обросли висцеральным жиром. С лошадью мы давно не единое целое и, стыдно признаться, даже не знаем, с какой стороны к нему подходить. Увы, богатыри – не мы. А ведь были славные времена, когда прадеды с диким гиком врывались в блиставшие зеркалами и позолотой дворцы, приватизировали белых и смуглых красавиц, в Сене поили своих косматых лошадей. И Гитлер в моменты наивысшей злобы к русским не случайно называл их «калмыками» …

Но вот что любопытно — с наступлением Цаһан Сара каждый из нас вдруг чувствует в себе глубинное, сладостное волнение и хочется махнуть на эти столичные блага и плюсы и уехать домой, в родные степи. Это говорит «ген авантюризма», в большей степени присущий кочевникам, чем оседлым народам. Где и кем бы мы ни были, никуда нам не деться от генетической памяти, сотен, тысяч лет своей ойратской истории.

Цвет счастья

Одна из загадок – само название праздника Белый Месяц. Исследователи на этот счет выдвигают различные версии. По одной из них, в это время года вся округа покрыта белым снегом. Смотришь в окно московской квартиры и вроде бы соглашаешься с данной трактовкой. По другой версии, в переходный период между зимой и весной происходит разгул злых сил (шулмусов, чөткиров). Февральские вьюги способствовали укреплению поверья. Поэтому суеверные степняки задабривали духов и назвали месяц «белым». Кстати, по такой же подмене лица, но в противоположном смысле, детей, особенно в семьях, где они умирали, называли Гаха (Свинья), Ноха (Собака), Така (Курица), Мекля (Лягушка) и даже Нохан Баасн (Собачий Помет).

По третьей точке зрения, с наступлением Цаһан Сара и началом окотной компании в пищу употребляли только молочные продукты – «цаһан идән». И вправду, по древней символике белый цвет у калмыков ассоциируется с представлением о счастье, а счастье – это изобилие четырех видов скота и всего производного от него: мяса, молочных продуктов, шерсти, кожи…

С сентября – на февраль

Есть мнение, что Цаһан Сар всегда был у монгольских народов Новым годом. В действительности, до 1267 года все монголы отмечали Новый год в сентябре. Август считался Ноһан Саром (Зеленым Месяцем) по понятной причине, а в первый месяц осени шла массовая переработка молочных продуктов с целью создания их запаса на зиму. Их изобилие вполне соответствовало названию месяца и понятиям о счастье. Внук Чингисхана хан Хубилай, под впечатлением от китайского календаря, своим указом перенес начало Нового года на февраль. Вместе с праздником на второй месяц года перешло и название новогоднего месяца в целом. Он стал называться «Цаһан Сар», по-прежнему символизируя собою изобилие молочных продуктов.

Хотя какое изобилие — зимние запасы, как правило, подходят к концу. Окотная компания приходится на середину весны, сакман – на апрель. Да и погода ненадежная – бывает, мокрый снег с ветром затягиваются до конца марта, корма заканчиваются и может начаться зуд (падеж скота). Конечно, корова может отелиться зимой в теплом сарае, но молока берут у него по минимуму – негоже обкрадывать теленка. Здесь, разумеется, речь идет о среднестатистическом степняке.

Магические действия

Хан Хубилай вошел в историю одним указом, перенеся название изобильного сентября на конец зимы. В результате Белый Месяц – праздник и весны, и Нового года, и изобилия молочных продуктов. Получился такой крутой замес, что этнографы каждый год проводят разъяснительную работу среди населения. На наш взгляд, нет правильных и неправильных календарей – по большому счету, нет принципиальной разницы в конкретных датах. Время, утверждают философы, беспрерывно и бесконечно. Нам не дано видеть границ времени и, чтобы не потеряться в нем, мы схитрили, разделив его на месяцы, недели, дни, минуты и секунды.

Для истинных кочевников есть один точный календарь – это природа. Вот выглянул суслик из норки – значит, Цаһан Сар пришел. Значит, пора перебрать сундуки и шифоньеры, проветрить наряды, приготовить борцоки, сварить җомбу, махан-шөлтәһән, позвать к столу родных, друзей и соседей. При этом на йорял ответить еще более роскошным йорялом, на подарок – подарком. И еще не забыть совершить древнее магическое действие «ломки» или «вскрытия» каких-либо предметов: сломать берцовую кость барана и извлечь из нее костный мозг, открыть непочатую бортху с аракой. Надо сломать старое, чтобы дать дорогу новому.

В праздничный день ритуально-магическое значение приобретают любое действие, даже игра в альчики или шахматы. В каждой фигуре, любом удачном ходе или броске усматривается взаимосвязь с магией плодородия в животноводческом хозяйстве. Выиграл, собрал в руках как можно больше костяшек – жди увеличения приплода скота. Проиграл – трагедия: вся жизнь может пойти кувырком.

Конечно же, в каждом доме ярко зажгут лампады, воскурят благовония, и будут читать молитвы, потому что ламаизм, набравший силу к середине XVII века, постарался придать главной дате монгольского календаря колорит узкой религиозности. Согласно преданиям, в Цаһан Сар богиня Окон-Тенгри спускается на землю, трижды облетая её, благословляет живых существ, в особенности тех, кто соблюдает нравственность, совершает добрые поступки, накапливает благие духовные заслуги.

Для лам наступает особенно ответственный момент: они исполняют ритуал коллективного раскаяния в грехах, который ввиду особо эзотерической специфики не допускает присутствия мирян. Одновременно ламы всех рангов собираются вместе, чтобы умилостивить докшитов – хранителей и защитников буддийского учения.

Совершение этих служб — всеобщее покаяние лам и магическое уничтожение всех врагов и грехов — придает празднику особый смысл: позволяют с Нового года начать ритуально чистый виток «Колеса времени» и дает каждому мирянину шанс начать жизнь с чистого листа …

Алцын ХУТАЕВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.