Калмыцкая птица

Джунгар, ойрат, калмык видел в этом спутничестве вещий знак, непременно останавливал коня, снимал шапку и, стоя на стременах, молитвенным взглядом провожал птицу

Каждый россиянин, услышав клекот журавлей, поднимает голову и провожает их долгим взглядом. На ум приходит замечательная песня на слова Гамзатова и музыку Френкеля, ставшая гимном погибшим воинам в Великой Отечественной войне. Многие мои знакомые признаются, что не могут спокойно слушать эту песню без слез. Во многих культурах журавли — символ светлой печали, уходящей жизни, вестники небес.

Тотемные животные

С древних времен способность птицы быть существом из плоти и крови и одновременно неуловимо парить в вышине, очаровывала человека. Наблюдая за ней, он сравнивал с собой, находил общие свойства и даже признаки превосходства. Так постепенно возникло обожествление: птица стала не только олицетворением ветра, воздуха, но и высших сил, божества. Не раз доводилось слышать, как соплеменники при объяснении своей малочисленности оперируют образами птиц, например, орла и воробьев. Мол, калмыки – это хищные орлы, а хищников много не бывает. Многомиллионные народы в их представлении – воробьи, могущие приспособиться к любым условиям, выживать, без всяких комплексов питаясь крошками со стола.

А орлы даже в неволе остаются аристократами неба. Питаться падалью не будут (тут уместно вспомнить калмыцкую сказку об Орле и Вороне, рассказанную в «Капитанской дочке» Пушкина). И не дай бог обидеть, ударить его. Будьте уверены, узник не простит и в самый неожиданный момент нападет на хозяина.

Человек постепенно стал видеть в птицах существа, равные ему не только в физическом, но и в духовном и социальном отношении. А это уже тотемизм, ставший религией позднее, когда на первоначальное ядро наслоились новые моменты. Якут, к примеру, не пожалеет последней скотины, чтобы накормить мясом прилетевшего к дому орла. Сокол был изображен на щите Атиллы. Венгры верят, что отцом Альмоса, легендарного родоначальника вождей Арпадов, был кречет, и потому их династия вела свое происхождение от рода Турул (название алтайского кречета).

Существовал категорический запрет на добычу и употребление в пищу тотемных животных. Среди калмыков до сих пор найдется мало желающих заниматься отстрелом расплодившихся волков, представляющих серьезную угрозу животноводческим хозяйствам. А если объявится такой охотник, то в нем сразу подозревают примесь чужой крови (талдан махн орҗ оч). Народ помнит предания о прародителях всего монгольского рода Боро Чоно (Серый Волк) и Хо Марал (Каурая Лань), рожденных по «благоволению Вечно Синего Неба».

Отец автора этих строк рассказывал, как 14-летним мальчишкой собирал хворост в Новосибирской области. В те военные годы многие ссыльные дети выживали тем, что обменивали собранные вязанки на продукты у местного населения. Однажды во время очередного похода в лес его окружила стая голодных волков. Смерть казалась неминуемой, однако приблизившийся первым вожак повел себя неожиданно: он остановился и стал всматриваться в глаза подростка. Не знаю, что волк увидел в них, но вдруг прорычал что-то на своем языке и увел стаю в лес. Неужели тотемные животные сами понимают, что являются другом, духовным проводником всех монголов (почитайте роман «Чонын сүлд» («Тотем волка») Цзян Жуна)? А может умеют предвидеть на годы вперед, знать, что у этого мальчишки родится сын – ярый сторонник религиозно-социальной системы среди калмыков, в основании которой лежит культ волка. «Тенгр хәләҗ», — подытожил отец.

Седой лунь

Наши предки изображали тотемы на жилищах, одежде, предметах быта, оружии, которые позднее приобрели декоративное значение. Кречет был изображен на родовом стяге Чингисхана, в римской армии знак с изображением орла считался божеством легиона. Известен случай, когда в неудачной битве у Тразименского озера умирающий воин последние силы пустил на то, чтобы зарыть мечом знак в землю.

Случайное появление тотемного животного считалось предзнаменованием. Если птицы появлялись по солнцу (барун таласнь), то они предвещали счастье, а если со стороны заката — беду. Во время Троянской войны Одиссей и Диомед истолковали появившуюся справа от себя цаплю как благоприятный знак от богини Афины и напали на троянцев. Во время Крымской войны действующую армию посетил недавно взошедший на престол Александр III. После молебна в Бахчисарайской церкви царь уже приближался к приготовленной для него резиденции, когда над ним пролетело несколько орлов. Войска сочли это добрым знаком.

Люди символизировали птицу в мифологических сказаниях, связывая воедино со своим народом и его прошлым. Этим можно объяснить то, что мифы живы до настоящего времени. Вспомним, в августе 1965 г. Расул Гамзатов в составе советской делегации деятелей культуры посетил город Хиросиму. По случаю 20-летия атомного трагедии, унесшей жизни сотен тысяч людей. Во время возложения цветов к памятнику японской девочки Садако Сасаки, верившей, что она вылечится, если смастерит тысячу бумажных «журавликов», поэт увидел впечатляющее зрелище: тысячи и тысячи женщин в белом – в трауре японки носят белое одеяние. «Когда я стоял в толпе, в центре человеческого горя, в небе появились вдруг настоящие журавли. Говорили, что они прилетели из Сибири. Их стая была небольшая, и в этой стае я заметил маленький промежуток. Журавли с нашей Родины – в японском небе, откуда в августе 1945 года американцы сбросили атомную бомбу!»

Похожий случай произошел во время строительства субургана под Хулхутой (см. «СКс», №6 от 6 мая 2005 г.). Общественный деятель из Москвы Александр Леджинов решил возвести на родовой земле харахусов белую ступу, изменить энергетическую структура пространства. Во время освящения сооружения жители поселка заметили, как вдруг с правой стороны появилась белая птица и стала медленно кружить вместе с таким же неожиданным первым снегом. Участвовавшие в церемонии монахи из тантрического монастыря Гьюдмед дали понять людям, что небесам угодно их деяние. Хулхутинцы по окрасу, по манере полета (чередованию плавных взмахов крыльями и скольжением низко над землей) узнали в соучастнике праздника степного луня – птицу с длинными, относительно узкими крыльями и хвостом.

Эта птица достаточно широко распространена в открытых ландшафтах на территории Калмыкии. Считается, что она имеет сакральную связь с нашим народом, даже колебания в численности идентичны. Калмыков в последние годы все меньше и меньше и степной лунь внесен в Красную книгу России с 1997 г. По свидетельству орнитологов, в Прикаспийской низменности птица впервые зафиксирована в конце XVI – начале XVII веков, то есть снова совпадение: именно в этот период калмыки пришли в волжские степи.

Ученые утверждают, что давным-давно наши предки начали свой путь из уссурийских и забайкальских лесов, и в дороге их сопровождала эта гордая птица. Сотни лет своим прекрасным полетом степной лунь благословлял начало трудной дороги, нового дела. Джунгар, ойрат, калмык видел в этом спутничестве вещий знак, непременно останавливал коня, снимал шапку и, стоя на стременах, молитвенным взглядом провожал птицу.

Неспроста корифей калмыцкой науки А.Ш. Кичиков в 1990-е изложил свое видение калмыцкого герба в виде седого луня, летящего в правом повороте на фоне Бумбы (субургана). И как второй вариант: Бумба (метафора эпической страны Джангара) на фоне полузакрытой птицы в полете. По его мнению, не ястреб, не сокол, не кречет (оставим их для других народов), а именно седой степной лунь был покровителем калмыков.

Экзамен на этничность

Согласимся с ученым. Вдобавок калмыкам импонировало, что взрослые самцы этого вида бывают очень светлыми и в полете издали кажутся белыми, а белый цвет – символ доброты, святости, чистоты, мира. Какой степняк не мечтает встретить Цаган Ааву (Белого Старца) или, на крайний случай, белую птицу и животного, что считается счастливой приметой. Художник Владимир Фаворский по рекомендации наших ученых в иллюстрациях к эпосу «Джангар» отобразил степного луня.

В Москве наблюдал, как аспиранты из Элисты, заприметив над главным зданием МГУ парящих луней, всерьез обеспокоились тем, что птицы могли переместиться из степной зоны вслед за ними. Позже выяснилось, что орнитологи выпустили в небо Москвы нескольких соколят, облюбовавших высотное здание со шпилем. Действительно, отличить степного луня от сородичей из семейства ястребиных по окрасу очень трудно. Можно только по манере полета, описанной выше, и еще по одной важной детали — у парящей птицы крылья слегка приподняты.

Совершенно удивительный случай произошел 1 января 2007 года, когда автор этих строк выглянул в окно и увидел сидящего на своем заборе луня – исключительно редкого гостя у человеческих жилищ. В первый день Нового года – по-моему, это очень добрый знак.

Другой пример связан с гостем из числа синьцзянских калмыков. Помню, после сытного обеда решили продолжить общение в степи. Люблю общаться с сородичами из Китая родном языке. Например, гость объяснил, что лунь по-калмыцки будет «хулд», хулд шовун». Данное слово имеет второе значение «покупка», «торговля» (хулд кех, хулдҗ авх). Также припомнил выражение: «Хулд шовунла әдл цаһан» (седой как лунь). Я больше слушал и глазами высматривал в небе луня. И почти потерял надежду получить благословление, как птица появилась – правда, всего на пару минут: демонстративно покружив близко перед нами, резко пропала из виду. Видно, ненадолго отвлеклась от охоты.

Я успел показать рукой на птицу и увидел, как изменился в лице мой приятель. Даже предположить не мог, что прогулку на свежем воздухе он расценит как проверку на принадлежность к калмыцкому роду. Правда через некоторое время он оттаял – получалось, что экзамен сдан.

Беда в том, что сегодня мы теряем мистическую и сакральную связь со своим символом. Седой лунь — очень умная птица, чувствующая, что опекаемый им народ предпочитает родине чужбину, ориентирован на ценности чужой цивилизации, позабыл природный свой язык. А это значит, что разрывается живая связь времен. Мы рискуем лишиться силы, являющейся источником всех живых существ в степи, силы, тесно связанной с нашей судьбой …

Алцын ХУТАЕВ

Калмыцкая птица: 1 комментарий

  • 05/19/2020 в 18:06
    Permalink

    Как здорово, что газета «Регион-08» возродилась! Йорәҗәнәв! Поздравляю и всех нас — преданных читателей газеты «Р08″2006-2009гг! Перечитала статьи из архива — лиричные, тонкие, мудрые, снова вызвавшие удивительное чувство сопричастности, думаю, так они и будут восприниматься всегда. Благодарю Автора.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.