Священная гора

Все ученые, побывавшие на Большом Богдо, отмечали особость этого места, богатство и необычность природы

Прикаспийская низменность – это такая ровная поверхность, постепенно понижающаяся к морю. И вот на этой равнине, где редкие глинистые почвы перемежаются с бесконечными песками и солончаками, вдруг появляется самая настоящая гора — Большое Богдо. Возвышаясь над степью всего на 150 метров, она выглядит намного выше – благодаря миражу: восходящие потоки нагретого воздуха как бы приподнимают ее над землей.

Лев-гора

Со стороны железной дороги Астрахань — Верхний Баскунчак в теплом мареве летнего дня она кажется фиолетово-голубой, а своим силуэтом напоминает сказочного степного сфинкса. Впрочем, Большое Богдо можно сравнить с хамелеоном, научившимся менять свою окраску в зависимости от сезона года и времени суток. В Азии встречаются горы с таким же названием, но они отличаются весьма внушительными размерами, например, Богдо-уул (Святая гора) в восточном Тянь-Шане, или Богдо Цаста (Снежное Богдо) близ юго-восточных границ Гоби. Так что, астраханская тезка в сравнении с ними — просто холмик. Но его возвышение в бескрайней плоской степи столь неожиданно и значительно, что именование священной горой отнюдь не кажется преувеличением.

Богдо Уул – место поклонения кочевавших здесь калмыков, святая хранительница душ умерших («богдо» — святой, священный, возвышенный и «уул» – гора). Возможно, его обожествление связано с легендами о Чингисхане, скрывшемся от врагов на одноименной горе недалеко от г. Урги по левому берегу реки Томь. Здесь нужно сказать о почитании гор – весьма древнем и распространенном явлении, вошедшем даже в некоторые религии. Русский путешественник Г.Н. Потанин, посетивший Монголию в конце XIX в., по этому поводу писал: «Священных гор в Монголии множество и к собственному имени таких гор часто придается эпитет богдо или хяярхен».

Гора Большое Богдо также имела другое калмыцкое название – Арслң Уул, то есть «Лев-гора» («арслан» – лев). С крутой восточной стороны гора действительно внешне напоминает лежащего льва. На горе калмыки проводили обряд «ова тәкхе»: поверх ова (насыпного холмика или курганчика) ставили палку и помещали слепленное из теста изображение Цаган Аава (Белого старца), приносили ему жертвы и складывали дары – шкуры овец, ленты и полоски ткани. Цаган Аава выступал как хранитель жизни и долголетия, изобилия и счастья, покровитель народа, старший родич по мужской линии, а центром его почитания стала гора Большое Богдо.

Поющая гора

Необычность Большого Богдо в том, что в обрывах ее восточного склона выходят древнейшие слои земных пород, в частности, так называемый морской триас – отложения горных пород, возраст которых достигает 200-250 млн лет. Триас с окаменелыми останками животных того периода жизни на Земле делает гору своеобразным геологическим музеем под открытым небом. И все это время Богдо подвергалось воздействию ветра, атмосферных осадков, температурных колебаний, что особенно заметно на обрывах восточного склона в виде многочисленных углублений, каменных ниш, столбов, пещер, выступов, карнизов, сквозных щелей, глубоких трещин. Они-то и делают гору звучащей. Даже при слабом ветре здесь слышен неясный гул, похожий на бормотанье. При каждом порыве меняется характер и сила звуков, переходящих при усилении непогоды в протяжный вой, в котором воображение помогает уху различить то жалобные стоны, то приглушенные крики. Конечно же, наши предки не знали истинных причин этих явлений и почитали гору как священную, из уст в уста передавая множество историй и легенд о ней.

Одна из легенд гласит, что именно на восточном скалистом склоне святой горы живет дух погибшего великана-богатыря Цаһан Өвгена. По поверьям, он очень не любит, когда к нему приходят люди и прогоняет их сердитым бормотанием, камни из-под ног осыпает, ветром сбить пытается. В общем, во избежание всяческих неприятностей на вершину Большого Богдо лучше не взбираться.

При приближении к горе создается ощущение, будто гора сама надвигается на человека, как собор с тысячью изваяниями, тысячью запрокинутых в небо лиц и гримас, искаженных давлением толщ, химерических тварей и продутых в песчанике горл, в которых пробовал свой голос ветер. Вот кто истинный хозяин этого архитектурного безумия. Подходишь к горе и мысленно готовишься к тому, чтобы увидеть темную утробу, в которой рождается ветер, железные ступени, ведущие в царство Эрлик-хана или холодное подземелье, облюбованное миллионами летучих мышей.

Слезы Далай-ламы

Другая легенда гласит о том, что два батыра, отец и сын, жили в степи, где не было ни холмика, ни бугра. Однажды они побывали на Урале, а по возвращении решили захватить с собой по глыбе местного камня. В дальней дороге первым не выдержал младший – снял ношу, присел отдохнуть и умер. Отец похоронил сына и продолжил путь. Уж очень ему хотелось донести глыбу до родной кибитки. Проходя берегом соленого озера, богатырь вздумал нагнуться за щепоткой соли. Но гора навалилась на него всей тяжестью, буквально превратив в лепешку. Склоны гор окрасились в цвет крови. Удар был настолько сильным, что трещины по земле пошли во все стороны, превратившись со временем в пещерные ходы.

Верующие люди рассказывают, будто давным-давно в эти края из Тибета приезжал Далай-лама и остался в восторге от приволжских степей. Но он очень сожалел, что здесь совсем нет гор. Решил он исправить досадную ошибку природы и приказал двум своим сподвижникам-богатырям принести к берегам Волги гору-камень, дабы разнообразить здешние скудные ландшафты. Вот как эту историю записал великий русский путешественник Самуил Гмелин: «Богда прежде стояла на реке Яике, но двое калмыцких святых предприняли оную перенести к Волге. Они прежде чем приступить к сему трудному делу, молились и постились долгое время, потом подняли ее на свои плечи, но как уже совершенно были близ Волги, то один осквернил себя злым помышлением. Другие же истории объявляют, что он действительно учинил блудодеяние, после чего… совершенно лишился сил и тяжестью горы вдавлен (был) в землю, которую омочили своей кровью, отчего бок у горы сделался красным и весь растрескался…».

Позже Далай-лама посетил место гибели своих учеников, расстроился и долго-долго плакал. Слезы текли ручьями, сливались в бурные потоки и заполнили располагавшуюся невдалеке котловину. Вода потом высохла – осталась соль. И люди назвали это место озером Баскунчак.

Соляной купол

Астраханская область больше известна дельтой Волги, но все-таки самое красивое и интересное место в регионе – это Богдинско-Баскунчакский заповедник. Дело в нереальном ощущении, будто уехал за тридевять земель от Астрахани, этого края рыбалки и сладких арбузов. Горы красные, будто в крови, похожие на марсианский пейзаж. Представьте, по одну сторону Богдо находится соленое озеро, где нет ничего живого, а по другую – пресное озеро, где плавает рыба, растет трава. Уму непостижимо, как на небольшом расстоянии друг от друга располагаются столь разные водоемы.

Озеро Баскунчак представляет для энтомологов особый интерес из-за различных насекомых, законсервированных в горячем рассоле поваренной соли. Где сохраняются годами во вполне пригодном состоянии для коллекционирования и определения. До сих пор у исследователей нет единого мнения о происхождении названия озера. В «Делах Тайного Приказа», датируемого 1674 г., его именуют «Баскунчакским соленым озером». Калмыки называли озеро просто — «Богдын хар нур» (Священное черное озеро).

Ученые считают, что эта «монопольно» возвышающаяся вершина представляет собой большой соляной купол, поднимающийся из глубин земли к ее поверхности. И не кровью погибшего брата-монаха обагрен ее восточный склон, а просто это выход красной глины, выброшенной на поверхность из глубинных слоев.

По их мнению, соль – это следы холодного и угрюмого Хвалынского моря, предшественника Каспия. И сейчас эта местность лежит ниже уровня Мирового океана. Однако кое-где природа причудливо выпятила земную кору: вверх устремились соляные купола – многокилометровые глыбы каменной соли. Приподняв над собой толщи других горных пород, они обнажили древние отложения, возникшие задолго до великих оледенений и Хвалынских повышений уровня моря. А растворенная соль, изливаясь речками и ручьями, образовала озеро Баскунчак.

Гора Большое Богдо тоже, по сути, нечто иное, как внушительных размеров купол соли. Но другого вида – купол поднятый. Почти на полтораста метров он поднялся над поверхностью земли. И продолжает расти с прямо-таки фантастической скоростью – около половины десятой доли миллиметра… в год!

Еще одна особенность горы состоит в том, что фундамент, ядро горы является монолитом каменной соли. Однако, имея удивительный малый удельный вес, меньше веса покрывающих его пород и обладая, подобно льду в леднике, текучестью, соль медленно, но неуклонно веками поднималась наверх. Таким образом, Большое Богдо – растущая гора, геолого-минералогический склад пестроцветных глин, известняка, песчаника, гипса, мела, бурого железняка, самородной серы, свинцового блеска, медной руды, кристаллов кварца, яшмы, минеральных красок. Отсюда и неповторимый цвет горы Большое Богдо!

ЦЕГРГИН Мөнрг

Примечание: Фото — National Geographic и ЯндексКарты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.