Мечта генерального конструктора

Александр Дондуков: ««Мне ничего не надо, будет достаточно, если в честь меня зарежут и приготовят барана по всем правилам калмыцкой кухни»

Что мы знаем о Дондук-Омбо? Только то, что написано в трудах историков. Вот какую характеристику в книге «Ойрат-калмыки: века и поколения» дал ему А. Митиров: «Человек жесткий и недоверчивый, он со многими близко не сходился. И только его умение организовать, собрать быстро разрозненные улусы, заставить подчиниться своей воле непокорных нойонов, а также несомненные его воинская доблесть и полководческое дарование заставляли признавать его как лидера». Известно, что после его смерти начались междоусобные распри, во время которых в Петербурге произошел переворот, и 25 ноября 1741 г. на российский престол вступила дочь Петра I – Елизавета Петровна. На коронацию в Москве был приглашен Дондук-Даши.

Княжеский род

Единственный достойный противник и двоюродный брат Дондук-Омбо представил калмыцкие улусы и использовал ситуацию в свою пользу. При обсуждении вопроса престолонаследия с него взяли реверс (денежный взнос в несколько тысяч рублей, вносимый по традиции офицерами армейских полков в России до революции для обеспечения будущей семейной жизни при женитьбе – ред.), затем произошло деление улусов между многочисленными родственниками.

А ханша Джан с детьми была крещена 16 декабря 1744 г. и им были даны другие имена, фамилии и титул князей Дондуковых. Так в России появился княжеский калмыцкий род, внесенный в V часть родословных книг Петербургской и Могилевской губерний.

Если писать о многочисленных потомках хана, с 13 лет участвовавшего в самых крупных военных компаниях, имевшего контакты с крупнейшими военными и государственными деятелями России, нужно делать глубокий экскурс в историю Государства Российского.

А начнем мы серию материалов со знакомства с нашим современником Александром Николаевичем Дондуковым.

Отдать швартовы!

В «Регионе 08» была опубликована статья «Дондук-Омбо: вся жизнь мираж?» («Р 08». №4, март 2007) о глубоко трагической в человеческом плане судьбе хана, в чье правление написаны многие славные страницы нашей истории. Благодаря культурным связям Калмыцкого культурного центра «Единство» в Москве номер газеты через десятые руки попал в руки бизнесмена Ефима Моисеевича Бердичевского, оказавшегося хорошим знакомым прямого потомка калмыцкого хана Александра Дондукова.

Дондуков в свою очередь проявил живой интерес к публикации о своем прапрадеде, калмыцкой общине в столице и самой Калмыкии, где ни разу в жизни не был. Так стала возможной встреча Александра Дондукова с Александром Леджиновым и его помощником, искусствоведом и коллекционером картин Дмитрием Поповым. Ваш корреспондент оказался третьим представителем общины, кому выпала честь быть приглашенным в самую настоящую резиденцию и, я бы сказал, в современное родовое поместье Дондуковых, проникнуть в которое оказалось не так просто.

У нас несколько раз тщательно проверяли документы, транспорт и, наконец, последний пункт охраны открывает высоченные ворота. С трудом нашли место на парковке – машин было много: наверняка, подумали мы, гостей полон двор. И не ошиблись. За углом коттеджа перед нами открылась водная панорама с причалом и стоящими на приколе кораблями, катерами, яхтами. Хозяин поместья помахал нам рукой и жестами попросил чуть-чуть подождать, ибо здесь бурлила жизнь: киношники избрали это живописное место для съемок очередной серии фильма «След», транслируемого по будням на ОРТ. Стал узнавать артистов, с одним из них, актером Владимиром Ташлыковым, играющим роль эксперта ФЭС, майора Круглова, нос к носу столкнулся уже на причале. Удивительно, что постороннему человеку разрешили протискиваться сквозь ряды режиссеров, осветителей, гримеров и плечом к плечу с кинооператорами щелкать фотоаппаратом. При этом Владимир Ташлыков отвлекался на новые лица и два раза подмигнул вашему корреспонденту.

Запросто мог бы сделать интервью с героями популярного сериала, благо актеры охотно шли на контакт, но хозяин и одновременно капитан речного корабля «Трифон» Александр Дондуков дал команду: «Отдать швартовы!». Успел взбежать на верхнюю палубу в последний момент и уже оттуда помахал в ответ улыбчивому Ташлыкову.

Заседает князь Дондук

Надо сказать, корабль – предмет особой гордости хозяина, который с удовольствием провел экскурсию по всем трем его уровням, показал сауну, кухни, трюмы, гостиную, оснащенные самыми современными приборами, техникой и отделанные так, что не стыдно принимать послов иностранных государств. И действительно, в компании с нами оказались Вице-консул посольства Италии в России г-жа Франко Падоанелло с супругом Перуччо, сотрудник этого же ведомства Валерия Беляева. Они решили в неформальной обстановке обсудить детали поездки Александра Дондукова в Италию в качестве представителя российской стороны, покупающей 49% акций компании «ALitalia». Протокол намерений об этом недавно подписали Владимир Путин и Сильвио Берлускони.

Автор этих строк невольно испытал неловкость от своей «дремучести», когда Александр Николаевич, свободно владеющий шестью европейскими языками, то и дело переходил с английского на французский, отвечая на мобильные звонки. Но все равно очень много узнал об Италии с помощью двух профессиональных переводчиков, поддерживавших беседу. В свою очередь итальянцы с интересом слушали об истории калмыцкого народа. Александр Николаевич непременно представляется калмыком, гордится великим прадедом, и самой большой своей мечтой назвал поездку в Калмыкию. «Мне ничего не надо, будет достаточно, если в честь меня зарежут и приготовят барана по всем правилам калмыцкой кухни», — выразил он пожелание. Кстати, его можно назвать немного эстетом, даже гурманом, ибо обед готовили по фирменному рецепту. Он, не отрываясь от общения с гостями, лично несколько раз дегустировал блюда, но прежде чем прозвучало его окончательное «добро», шеф-повар устранил несколько его замечаний.

О калмыках итальянцам больше рассказывали известный бизнесмен Ефим Моисеевич Бердичевский и военачальник, генерал-лейтенант Николай Григорьевич Садовников. «Откуда у них такие познания?», — думал я, балуясь коньяком и внимая рассказам о численности калмыков в Китае, о том, что некогда на территории современной Калмыкии располагался Хазарский каганат. О том, что один из Дондуковых был генерал-губернатором Болгарии, а после в таком же чине служил в Одессе, Харькове и на Северном Кавказе. О том, что еще Пушкин разразился эпиграммой: «В Академии наук // заседает князь Дондук. // А почему он заседает? // Потому что много знает». Только потом до меня дошло, что Садовников и Бердичевский давно общаются со знатоками калмыцкой истории – Александром Леджиновым и Александром Дондуковым, сохранившим в лице далекие калмыцкие черты, несмотря на светлые глаза и волосы. И даже некоторую ментальность, ибо он гостеприимен, широк душой, властен, производит впечатление человека решительного, резкого, готового в случае необходимости решить исход дела кулаками.

Признаюсь, алкоголь настроил на лирический лад – так что, я больше любовался окружающим пейзажем, ибо не каждый день приходится ходить по Москве. Нет, не пешим дралом по Арбату или Красной площади, а по сверкающей глади Москвы-реки. Мимо тихо проплывают дома, площади, мосты, приветственно машут рукой тренирующиеся яхтсмены. Настоящая забава — фотографировать отражения в воде: вспомним, у живописцев верхом сложности считается писать воду и обнаженную женщину. Честно говоря, немного боялся качки, но, оказалось, зря – ощущения во время плавания на корабле такие, будто сидишь на шагающей лошади с широченной спиной.

И еще заметил: в степи и на широкой водной глади в голову одинаково лезут разные мысли. Например, почему человека тянет в противоположности? Почему моряк хочет пробежаться по степи или по барханам в пустыне, а степняк мечтает покачаться на морских волнах? Может быть, Каспийское море не покинуло калмыцкие степи и оставило на память в бывших заливах и лагунах, лиманах, мелких озерах и береговых валах свою душу? А душа, наверное, не покинет их, пока в песчаных краях снова не заплещутся буйные волны…

______________

Для справки: Военная промышленность может стать локомотивом, который вывезет всю российскую промышленность из кризиса. Поэтому очень важна личность тех, кто стоит во главе крупнейших предприятий и объединений. К людям с большим ресурсом неслучайно относят Александра Дондукова. Он родился в 1954 г. в Куйбышеве, в семье школьной учительницы и авиационного инженера, сделавшего головокружительную карьеру. В 1974 г. Николай Дондуков дорос до заместителя министра Авиапрома, а его сын в четыре года собрал первую модель самолета из реек и резинок. В восьмом классе написал в сочинении: «Хочу стать генеральным конструктором».

Отец умер, когда ему было 28 лет.  К тому времени он успел закончить МАИ и работал на фирме Микояна. Во Владимировке, летном испытательном центре близ Капустин Яра, «Сашка Дондуков» безвылазно «пахал» двадцать часов в сутки. В школе летчиков-испытателей сдал экзамены на ведущего инженера. За испытания МиГ-29 Александр Дондуков получил орден, а чуть позже был приглашен в фирму Яковлева. В октябре 1985 г. он был назначен заместителем главного конструктора, а через короткое время – Главным. Как ни странно, Александр Дондуков удивительно легко вписался в переход экономики на рыночные рельсы. Под его руководством ОКБ им. Яковлева прошло полную приватизацию и превратилось в ОАО. На посту генерального директора Дондуков накапливал общую культуру, расширял круг знаний и входил в зону сомнений, вместе с огромным коллективом своего КБ создал Як-54, Як-58, Як-130, Як-141, Як-242. Стал доктором технических наук, академиком, в 1996 г. возглавил Совет директоров авиационного комплекса.

В 1991 г. для КБ им. Яковлева оставили две основные темы: самолеты радиационного дозора и наведения Як-44 и Як-41, а военную тему закрыли почти на 100%, если не считать учебно-тренировочного самолета Як-130. Этот самолет, возможности которого достаточно велики, военные летчики разных стран надеются увидеть в боевом строю. Из семи самолетов, сделанных под его руководством с 1991 г., Александр Дондуков главными разработками называет Як-130 и машину представительского класса Як-142.

Генеральный конструктор, пришедший из другого КБ, сумел сохранить «яковлевскую школу» и соединил в одну технологическую линию маркетинг, разработки, изготовление опытных образцов, сертификацию, подготовку к серийному производству.

И сегодня, в условиях отсутствия заказа от Минобороны, он подчеркивает важность сохранения собственного рынка, необходимость разработки менее финансовоемких и более наукоконцентрируемых технологий, правильность выбора ниши. Он, последний из Генконструкторов, назначенных Политбюро ЦК КПСС и Советом Министров СССР, уверен в своих силах и способностях управлять большими современными авиакомплексами. Является одним из немногих руководителей в авиапромышленности, способных и готовых вернуть вложенные в авиацию деньги обратно и с прибылью. Был министром промышленности, науки и технологий РФ в 2000-2001 гг. Любит водные лыжи, собирает хорошие книги, которых у него более 20 000…

ЦЕГРГИН Мөнрг

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.