Первый «Голубой коридор»

И если вслед за нефтью иссякнут запасы газа, криогенные технологии не пропадут – послужат «мостиком» для перехода на водородное топливо

Санкт-Петербург и Москву объединяет дорога в 720 км, по которой в разные времена перемещался разношерстный люд. Хаживали по ней приказчики с товарами византийских фирм, а навстречу им из гудящего леса выходили разбойники и отбирали груз. Самих торговцев пускали в расход или пинками гнали восвояси. Брели по дороге завоеватели со своими дружинами, проезжали мужики, с песнями тащились ямщики…

В 1790 г. сей маршрут прославил А.Н. Радищев в «Путешествие из Петербурга в Москву», присвоив главам своего произведения названия станций. Знаменитый писатель был утомлен частой сменой гужевого транспорта, требовавшего отдыха и пищи. Отправляясь в путь из Петербурга, он воображал себе, что дорога будет наилучшая после того, как для проезда государя сделали насыпь. Но землю, гладкую в сухое время, размыли дожди и сделали непроходимою, произведя великую грязь. Бревешками вымощенная дорога так замучивала бока, что именитый путник вылезал из кибитки и шел пешком.

Транспорт на газе

С каждым новым столетием менялась жизнь страны, а с нею и настал час, когда патриархальную тишину Вышнего Волочка, Твери нарушила сирена автомобиля – пока не роскоши, а всего лишь средства передвижения. Железный конь пришел на смену крестьянской лошадке. И сразу же в головах у креативных менеджеров возникла маркетинговая идея автогонками закреплять моду на автомобиль, а автопробегами — «бить по бездорожью и разгильдяйству».

В 1860 г. бельгиец Этьен Ленуар создал первый коммерчески успешный двигатель внутреннего сгорания, работавший на светильном газе и потому названный газовым. Серийно выпустили около 500 таких машин и человечеству двигаться бы дальше в этом направлении. Но возникла острая необходимость в огромном количестве транспорта для бурно развивающейся экономики. Постепенно двигатели на жидком нефтяном топливе вытеснили газовые двигатели из областей массового применения механических приводов. А открытие дешевых нефтяных месторождений, казалось, навсегда похоронило тему транспорта на газе. Дело доходило до того, что литр бензина стоил всего 3 копейки, затем 5, 10 и т.д.

В середине 80-х XX в. интерес к газу как моторному топливу повысился. Разразился топливно-энергетический кризис, обострилась экологическая обстановка в мегаполисах и экономически развитых регионах мира. Надо отметить, в 1986 г. Совмин СССР постановил: природный газ рассматривать как ключевой элемент топливной составляющей экономики страны. Тогда Советский Союз по объемам реализации газомоторного топлива вышел на первое место с цифрой 1 млрд куб. в год. В рекордные сроки было построено более 400 заправочных станций, а машины, работающие на метане, серийно сходили с конвейеров всех ведущих автомобильных заводов страны – ГАЗ, ЛАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ.

А дорога Ленинград — Москва из горбатой, покрытой вулканической грязью и засыпанной ядовитой, словно порошок от клопов, пылью превратилась в современную автомагистраль, пролегающую мимо деревень, городков, фабрик и колхозов. Но все равно по ее сторонам, в желтеющих, оскверненных травах, до сих пор валяются остовы телег и замученных, издохших старых автомобилей.

После крушения коммунистической системы тему транспорта на газе просто забросили. В 60-е гг. центр исследований и разработки конструкций газовых двигателей сузился до ВНИИГАЗ, где с дальним прицелом сохраняли научные кадры и создавали основу для будущей газотранспортной системы. Однако «наплевательский» период продолжался недолго. Стремительный рост мировых цен на нефть перевернул лозунг небезызвестного героя Ильфа и Петрова. Автомобиль из средства передвижения превратился в предмет роскоши. По стране прокатились марши протеста дальнобойщиков – высокие цены на бензин и дизельное топливо делают убыточными междугородние грузоперевозки. А международные рейсы им и не снятся, ибо в странах ЕС двигатели должны соответствовать требованиям Евро-2, а с 1 января 2009 г. в рамках перехода на нормы Евро-3 должно прекратиться производство самого популярного в России сорта автомобильного бензина — А-92. Не за горами день ввода норм Евро-4. Словом, экология, экология и еще раз экология.

Дороговизна топлива больнее всего бьет по сельскому хозяйству. Вот аграрии жалуются, что им невыгодно собирать выращенный урожай. ГСМ съедают всю маржу. Получается, наша страна по многим показателям неспособна обеспечить собственных потребностей в сельхозпродукции. Перед Россией во всей остроте стоит дилемма – переходить на импортные продукты или переводить авиа и автотранспорт на топливо нового поколения? От решения этого вопроса зависит конкурентоспособность нашей страны на мировом рынке, особенно в экономической и военной сферах.

Метанизация всей страны

США, Япония, Италия традиционно являются мировыми лидерами в области внедрения инновационных технологий. Интересно, что Аргентина, Бразилия, Пакистан, Иран, Индия, Китай, Малайзия и даже Германия с Украиной в отсутствие собственных ресурсов стремительно увеличивают транспортный парк на метане. То есть на наиболее доступном, экологически чистом, технически и технологически подготовленном для внедрения виде альтернативного топлива.

Россия сегодня занимает лишь 12-е место. В последние годы пришло понимание, что можно убить сразу двух, трех и более «зайцев»: соответствовать нормам Евро-3, обеспечить потребителей в 2,5-3 раза выгодным по сравнению с бензином и соляркой топливом, сэкономить от 50 до 400 тыс. рублей в год (в зависимости от пробега). Дело за малым — надо перейти на газовое топливо, среднее октановое число которого равно показателю «105», недостижимому для всех марок бензина. При этом используется обычный автомобильный мотор, просто в камеру вместо смеси бензина и воздуха поступает смесь газа и воздуха. В продуктах сгорания газа отсутствуют содержания серы и свинца, благодаря чему двигатель на метане автоматически отвечает требованиям Евро-2, а при некотором усовершенствовании подойдет и под нормативы Евро-4.

Поистине революционным было Постановление 1993 г. о цене на сжатый природный газ в нашей стране, установленный не выше 50% от цены бензина самой дешевой марки. Вообще Виктору Черномырдину, ныне послу России в Украине, нужно ставить памятник как тогдашнему председателю Правительства РФ. В 2000 г. Неправительственный экологический Фонд им. В.И. Вернадского запустил международный проект «Голубой коридор», которую поддержали Европейская экономическая комиссия ООН, Европейский деловой конгресс, Европейская ассоциация по использованию природного газа на транспортных средствах, Российское газовое общество (РГО), Национальная газомоторная ассоциация (НГА) и ОАО «Газпром».

В 2003 г. под эгидой рабочего комитета ЕЭК ООН по газу и внутреннему транспорту был подготовлен и опубликован подробный отчет об экономических, экологических и социальных преимуществах создания «Голубого коридора» по трем ключевым направлениям, единогласно одобренный в июле 2006 г. участниками саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге.

В 2002 г. вышел в свет первый номер международного научно-технического журнала «АГЗК+АТ», ознаменовавший собой зарождение газомоторной отрасли России. Сегодня практически во всех областных городах центральной страны, включая Западную Сибирь, работают 215 автомобильных газонаполнительных станций (АГНКС) и до конца текущего года будет сдано в эксплуатацию еще 20. «Целевая комплексная программа развития газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе» разработана ВНИИГАЗом и Управлением по газификации и использованию газа ОАО «Газпром». В соответствии с этим архиважным документом до 2015 г. будет построено 200 новых АГНКС, а также 40 пунктов по переоборудованию и техническому обслуживанию серийных газовых автомобилей и автобусов. В 2011-2020 гг. парк автомобилей на природном газе планируют увеличить до 1 млн., а число заправочных станций довести до 1000. На территориях «голубых коридоров» будут созданы мини-оффшорные зоны: работе будут благоприятствовать налоговые и таможенные льготы, преференции при выделении земельных участков под АГНКС.

В путь-дорогу

Тема перевода автомобилей на газовое топливо настолько злободневна, что названные цифры, очевидно, будут меняться по мере продвижения газификации на восток страны. В ОАО «Газпром» решили, что пора на практике оценить стратегические задачи, проанализировать особенности развития рынка компримированного природного газа (КПГ) и его перспективы. До последнего времени проект «Голубой коридор» носил теоретический характер. Автопробегом по маршруту Санкт-Петербург – Москва перешли от слов к делу.

Конечно, побыть бы денька два в Питере, полюбоваться великолепным зрелищем восхождения солнца над гладью Невы, съездить в ту часть города, где, сказывают, под руководством единственной женщины-губернатора, в последнее время сделаны великие перемены. Но автопробег был расписан по минутам с целью привлечения внимания российских и европейских государственных деятелей, промышленных компаний, частных инвесторов, прессы и широкой общественности.

Ранним утром 17 сентября 2008 г. на главной площади Пулковского района выстроились полукругом автомобили марок «КамАЗ», «ЛИАЗ», «НЕФАЗ», «ГАЗ», и Lada Priora, а также машины западных концернов Volkswagen, Iran Khodro и Opel. Каждый из них имел свой номер. Экипажи, обеспеченные форменной одеждой, переносными радиостанциями, выполняли все маневры по команде. Официальная часть прошла в фойе Культурно-концертного комплекса. С приветственным словом выступили начальник Управления ОАО «Газпром» Е.Н. Пронин, заместитель гендиректора ООО «ВНИИГАЗ» С.В. Анисимов и другие официальные лица. Затем фуршет, интервью, знакомства, пускание шаров, коллективное фото для истории…

И в путь-дорогу через места, овеянные славой русского оружия. Где-то в окрестностях, на Чудском озере, Александр Невский побил немецких рыцарей, наступавших невиданным дотоле клином «свинья». Если резко от Твери повернуть направо, то там, «подо Ржевом», на безымянной высотке был убит поэт, написавший знаменитые строки о своей гибели. Чудово, Едрово, Хотилово, Вышний Волочок, Торжок, Клин…. За прошедшие столетия топонимика практически не изменилась, что вызвало восторженное восклицание одной журналистки: «Это наше родное, русское!».

Правда, патриотизм умерил жалкий облик встречных деревень. Срубы, завалившиеся набок, избы, вросшие в землю, сохранились с тех времен, когда под звон наскучившего его ушам почтового колокольчика Радищев не раз отдавался во власть благодетельного Морфея. А если продолжить пробег «до самых, до окраин и с южных гор до северных морей», то глазам предстанет еще больший контраст глухих провинций и столичных регионов.

К счастью, «природа… влача человека по строгим хребтам боязни, скуки и печали чрез весь его век, дала ему в отраду сон». Потому сопровождавший автомобилистов пул журналистов в дороге брал пример с Радищева. «Уснул, и все скончалось», нет никаких проблем, нет удручающего пейзажа «немытой России». «И несносно пробуждение нещастному», и невольно приходишь к мысли, что Россия осталась страной рабов и господ с той лишь разницей, что последних нынче прозывают олигархами. Так и хочется процитировать эпиграф к произведению XVIII века: «Чудище обло, озорно, стозевно и лаяй», имевший политический смысл и намекавший на «чудовищное» правительство самодержавно-крепостнического строя России.

Первый автопробег

В таковых размышлениях подъехали к «господину Великому Новгороду», известному народным правлением. Когда-то из стен его монастырей могло выходить до ста тысяч войска. Сие вольное государство состояло в Ганзейском союзе торговых городов, главным образом германских. Сегодня так называемый «Ганзейский путь» — это МТК-1, то есть Международный транспортный коридор: Таллинн – Рига – Варшава – Калининград – Гданьск. С географической точки зрения, Санкт-Петербург может быть связующим звеном между МТК-1 и МТК-9: Хельсинки — Санкт-Петербург – Москва.

По территории нашей страны проходит еще и МТК-2: Берлин – Варшава – Минск – Москва, наиболее развитый по оценкам сотрудников Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН. Все МТК призваны организовать через территорию России трансконтинентальные перевозки в широтном и меридиональном направлениях и связать Западную Европу со странами Азии. Подсчитано, что для 10 500 грузовиков и автобусов экономия затрат на газовом топливе составит 37 млн евро в год, а сокращение выбросов (прив. к СО) достигнет 270 000 т/год.

Потомки былинного героя Садко радушно встретили участников автопробега, поселили в пятизвездочном отеле «Береста», показали концерт мастеров искусств. А утром в здании обладминистрации состоялась пресс-конференция с участием заместителя губернатора Новгородской области А.Н. Потемкина и начальника АГНКС г. Великий Новгород В.Е. Мельникова. Сама красочная колонна машин вызвала среди горожан большой ажиотаж. Флаги «Газпрома» под напором ветра выгнулись и приняли такой залихватский вид, что не было сомнений в необходимости грохнуть «по бездорожью и разгильдяйству». С той поправкой, что сегодня под разгильдяйством надо понимать консерватизм в выборе топлива и варварское загрязнение природы. А заодно по бюрократизму большинства региональных руководителей и их вопиющей безграмотности в вопросе эффективного использования энергоресурсов. Пусть берут пример у новгородцев и тверичей.

На третий день экипажи, понаторевшие в торжественных финишах, осадили машины на АГНКС г. Твери. Приосанились и прониклись бременем участников исторического события. Ночь провели за городом, в бревенчатых коттеджах санатория «Гелиопарк». И здесь угощали хлебом-солью, встречали танцами и речами, затянувшимися допоздна. И еще это была редкая возможность подышать лесным воздухом, полюбоваться широко раскинувшейся Волгой-матушкой.

Последний митинг в Твери привлек еще большее внимание общественности, на мероприятие подтянулись телевизионщики. Как раз во время работы съемочной группы НТВ на заправку заехал старенький «жигуленок» 6-й модели, откуда вышла молодая чета. Жена с грудничком отошла на безопасное расстояние, а отец семейства стал деловито заправляться газом, не замечая соседства с серийными машинами будущего. Для журналистов это было реклама, равноценная автопробегу, и подтверждение тому, что молодое поколение выбирает альтернативное топливо. Надо ли писать о том, что автопробег доказал реальную экономическую выгоду использования газа – финансовые затраты на дорогу между двумя столицами России составили немногим более 300 руб., в то время, как заправка бензином обошлась бы владельцу легкового транспорта в 1500 руб.

И еще: даже если вслед за нефтью иссякнут запасы газа, криогенные технологии не пропадут – послужат «мостиком» для перехода на водородное топливо. Этот последний аргумент мы узнали 22 сентября, в день торжественного завершения автопробега по первому «голубому коридору» между Питером и Москвой и начала 2-й Международной научной конференции «Газ в моторах-2008», посвященной, между прочим, 150-летию создания Э. Ленауром первого в мире двигателя внутреннего сгорания.

Григорий ГОРЯЕВ, специально для ж. «АГЗК+АТ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.