Только в России и только калмыки!

Ойраты не приняли нововведение Хубилая, и празднуют Новый год по представлению далеких предков — гуннов

Что за праздник Зул – подробно объяснять не нужно. Он глубоко народный, уходящий корнями во времена, когда наши предки – «лесные» монголы – обитали в Восьмиречье (современная территория восточной части Тывы и Хубсугульского аймака Монголии). Сегодня прародина за тридевять земель (на автомобиле 6-7 км), но генетическая память все равно манит каждого калмыка на оз. Хубсугул – набраться энергии, испить пресной воды, аналогичной по свойствам с байкальской.

Коллективный ДР

Наверное, по-настоящему тонкости древнего праздника Зул могут растолковать только специалисты уровня Баатра Китинова, Эльзы Бакаевой и Светланы Батыревой. По моим наблюдениям, мало кто в республике может внятно отделить наслоение традиций, обрядов и примет, связанных с тотемизмом, культом предков, промысловым культом, шаманством и др. В этом празднике столько символических действий и магических ритуалов, что, кажется, сам Бог с трудом бы разобрался. Мы не можем популярно объяснить, зачем нужно, например, «насан авх», но по приближении дня празднования каждого из нас, от мала до велика, автоматом охватывает ажиотаж – нужно столько всего успеть.

Есть поверье, что в этот день все предки, ушедшие ранее в верхний и подземный миры, посещают свои семьи, вкушают лакомства, радуются за родных и близких. Они могут появиться на пороге в образе случайных гостей или приблудных животных. Голова пойдет кругом у любого: навести марафет в доме, обновить гардероб, испечь борцоки, сделать «лодку», сварить махан-шөлтяган, слепить бөрики, сходить в хурул, пригласить пожилых для йорәла и т.д. Просто испечь, к примеру, борцоки – целая наука, тут без мастер-класса экспертов ресторана «Легенда» не обойтись, плюс нужно иметь элементарные навыки лепки. Сделать «лодку» — надо совершить вылазку в степь для сбора ковыля, а потом вспомнить уроки труда и математики – как минимум курс начального образования. И такая головоломка по каждому пункту.

В общем, дом должен сиять чистотой и блеском, стол — ломиться от даров степи, сами хозяева выглядеть как на параде, глава республики просто обязан сделать этот день выходным. Еще бы – в какой стране, на каком континенте, отмечают Общенациональный день рождения?! Только в России и только калмыки.

Представляете, и в Европе только мы одни. Похожее отношение к празднованию дня рождения сохранилось отчасти у японцев и вьетнамцев. У братьев по вере и языку глаза на лоб лезут, когда они слышат про коллективный ДР. В Бурятии, к примеру, в 25-й день первого зимнего месяца по лунному календарю отмечают только Праздник тысячи лампад в память о дне ухода в Нирвану философа, реформатора тибетского буддизма и основателя школы Гелуг Чже Цзонкапы. Богослужения проходят три дня, и буряты стараются в один из дней поднести буддам и бодхисатвам молоко, чай, сладости и масло для лампад, символизирующих учение буддизма. Самые ревнивые не забывают ставить две лампадки в доме. И не более того.

В Калмыкии же ажиотаж и Вавилонское столпотворение, ибо Зул – это «три праздника в одном». Удивительно, как сохранился обряд «насан авх», ведь это ох какой громкий отголосок того традиционного образа жизни, когда для наших предков конкретная дата появления на свет не имела никакого значения. А зачем, когда понятие «счет» связывалось с понятием конечности (читай – смерти). Когда людей нельзя было считать, как и пищу (хотан тоолдм биш), когда на звезды нельзя даже показывать пальцем (хурһарн заадм биш). А если уж указал по незнанию, то надо укусить перст и тогда может Долан бурхн (Семь богов или Большая Медведица) простят вас за панибратство.

Наши предки ведать не ведали про индивидуальные дни рождения и, тем более, круглые даты – юбилеи. И вправду зачем они сдались – эти праздники единоличные и, на мой взгляд, вредные, несущие в себе разобщающий эффект?! Только отвлекали бы ойратов от построения Кочевой, пусть и последней, империи, на равных сражавшейся с крупнейшими земледельческими государствами центрально-азиатского региона. Жизнь предкам представлялась как протяженность, циклический круг, построенный по законам движения солнца (зөв эргәд).

Кстати, сегодня в Калмыкии достаточно семей, сознательно игнорирующих индивидуальные дни рождения. Возможно, дополнительную роль играет тот факт, что мы – официальные буддисты с 1640 года, а раз так, то нескромно концентрировать внимание на своей персоне. Хотя все религии призывают к скромности.

Покровитель калмыцкого народа

Зул – это почитание Цаһан Аввы под именем Җилин эзн. И снова это только калмыцкая специфика, хотя образ «хозяина земли и воды» культивируется во всем азиатском мире. Җилин эзн означает, что Цаһан Авва еще и «хозяин времени и года», который на Зул наделяет каждого калмыка очередным годом жизни. Не благословляет, а именно наделяет, не зря в бытовом сознании народа еще живо представление о нем как верховном буддийском божестве – архитекторы Алтн сюме учли этот тонкий момент. Прежде чем войти в главный буддийский храм, нужно поклониться покровителю всего калмыцкого народа и покровителю всех животных, потереть хобот его любимого животного – сайгака.

Цаһан Авву почитают каждый день, но на Зул это происходит в условиях массированной концентрации, особенно, если наступает твой год и надо провести ритуал продления жизни «нас уттулх» на ближайшие 12 лет 60-летнего циклического круга. Зажигают тысячи лампад, чтобы Җилин эзн не прошел мимо. Усердно молятся. При этом даже неровное горение огня вызывает серьезные переживания – люди опасаются несчастий в виде болезней, аварий, проблем на работе, в бизнесе, разлада в семье и т.д. В случившемся корят только себя: масло подобрал плохое, «лодку» небрежно слепил, вату купил некачественную и т.д. Поэтому старшее поколение учит при совершении обрядов использовать самые отборные ингредиенты.

Наблюдая за всем этим священнодействием в каждой калмыцкой семье, хочется перефразировать Александра Блока: «Да, буддисты — мы! Да, шаманисты — мы, с раскосыми и жадными очами!». Ученые утверждают, что именно в симбиозе буддизма с более ранними верованиями и есть этническая специфика калмыцкого народа. За примером, как видим, далеко ходить не надо – берем Зул и просто на пальцах перечисляем отличительные особенности калмыцкого праздника. Вот почему буряты, тувинцы, сами монголы и даже тибетцы (кроме ладакхцев) празднуют Новый год с приходом Цаган Сара, а калмыки – в начале зимы? Как сохранилась традиция, ведь в XIII веке хан Хубилай перенёс время празднования Нового года с осени на конец зимы, что гармонировало c ритмом жизни кочевников – животноводов и охотников?

Причина — в длительном историческом развитии разнообразных календарных систем. Ойраты не согласились с ханским нововведением, и празднуют Новый год, на мой взгляд, по представлению далеких предков — гуннов. В результате весь буддийский мир так, а мы эдак. Интересные разночтения получились, но надо понимать, что они несущественные. Главное, что буддизм гармонично вписался в древние традиции. Зул совпадает с днем ухода в нирвану и достижения просветления Чже Цзонкапы, основателя одной из четырех основных школ буддизма Гелуг. То есть день рождения великого ламы в его жизни на небесах является началом отсчета нового времени: Нового года и коллективного ДР калмыков…

Цегргин Мөнрг

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.