Морфлот — школа жизни Владимира Меяева

Член Партии пенсионеров Владимир Меяев вспоминает, что никогда не думал, не мечтал о службе именно в морфлоте. А вот пойти в армию – хотел, в советское время это считалось  «священным долгом и почетной обязанностью» каждого гражданина. И он не мог не хотеть, так как для парней 70-80-ых годов освобождение от службы по той или иной причине считалось позором, своего рода печатью о какой-то мужской неполноценности.

По комсомольской путевке

В 1974 году в райвоенкомате высокого, ладно сложенного, красивого парня из поселка Сарпа определили в морфлот. Никто даже не спросил – в какие войска он хочет попасть. Появился какой-то мужчина в гражданском костюме и вручил ему комсомольскую путевку на морской тральщик «Комсомолец Калмыкии» (не путать с сухогрузом «Комсомолец Калмыкии», утонувшим 31 декабря 1974 года близ итальянского порта Кальяри).

Надо сказать, весной 1974 года Владимир Меяев оказался единственным посланцем Областного комитета ВЛКСМ Калмыцкой АССР, кому доверили проходить службу на именном корабле. Его нисколько не смутил тот факт, что служить ему придется 3 года.

Однако после полугодичной школы сержантов Владимира распределили на корабль «Советский Дагестан» и лишь случайная встреча на рейсе с земляком помогла восстановить свои права. Тот, узнав о комсомольской путевке, обратился в политотдел части и Владимира незамедлительно перевели на «Комсомолец Калмыкии» — боевой корабль, предназначенный для поиска и уничтожения морских мин и проводки кораблей и судов 33 тралами через минные заграждения. 

Попасть в ряды Военно-Морского флота, охраняющего безопасность нашего государства на водных просторах, всегда считается особой ЧЕСТЬЮ для молодых людей, особенно для призывников из степной республики – это почет и престиж, сдобренные известной долей романтики. Но в действительности о романтике, рассказывает Владимир, не думаешь. Все три года несения боевой службы продолжались постоянные физические тренировки, ведь на флоте сила, мужество и выносливость важны так же, как и боевое братство. Как и морской закон: «Сам погибай, а товарища выручай».

На кораблях все-таки самое высокотехнологичное оборудование и не зря нужно больше времени, чтобы обучить матросов быстрым и слаженным действиям, вплоть до автоматизма. Такова специфика взаимодействия людей в замкнутых пространствах, от последнего матроса до командира корабля.

Взаимодействовать людям нужно и с природой. Человеку, который никогда не был в открытом море, трудно понять, какая это мощь. Человек никогда не научится управлять стихией, говорит Владимир, но матрос должен уметь с ней взаимодействовать, прокладывать нужный курс, бороться с морем, когда оно разбушевалось.

Мощь стихии всегда завораживала парня из Сарпы. Тем более, что Каспийское море – самое бурное из всех морей, омывающих Россию. Вытянутое с севера на юг почти на 1220 километров, оно постоянно продувается вдоль восточного побережья сильными норд-остами. И штормы здесь дело обычное. Не раз приходилось Владимиру кувыркаться в трюме или каюте судна, дело даже доходило до изнурительной морской болезни. Море не умеет молчать, а волны никогда не устают…

Шум прибоя и крики чаек

Самое удивительное, что ты, вспоминает Владимир, никогда не знаешь «тайных намерений» моря. Только вчера ты рисковал оказаться за бортом, и смерть была бы неминуема. А на следующее утро шум прибоя, крики чаек, запахи, морской свежий ветер лучше всякой музыки ласкают тебе слух. Одно из самых незабываемых впечатлений Владимира – это полный штиль, когда море превращается в зеркальную гладь.

Вместе с Владимиром на «Комсомольце Калмыкии» служили земляки из других призывов. Это Горяев Борис и Аршаев Владимир из Цаган-Амана, Шараев Александр и Мангаев Сергей из Кетченер, Шалаев Лиджи из Сарпинского района, Надбитов Геннадий из Элисты. Все они прошли во флоте настоящую школу жизни – честно выполняли свои воинские обязанности: были отличниками боевой и политической подготовки, по максимуму приводили корабль в порядок, пополняли в портах запасы воды, топлива, продуктов. Одна из лучших сторон профессии моряка – это личное время, когда можно было прогуляться по порту, посмотреть достопримечательности.

И еще незабываемое впечатление оставила демобилизация, когда бравый моряк Владимир Меяев в нарядной форме с аксельбантами и значками, в бескозырке с развевающимися на ветру ленточками шёл по перрону железнодорожного вокзала. И все девушки Элисты восхищённо смотрели на него. Подходили незнакомые люди, жали руки, старались накормить, расспрашивали о службе, справлялись, откуда родом. Еще большее восхищение Владимир в парадной форме вызвал в родном поселке Сарпа, заставил прослезиться родителей, не видевших сына целых три года, местные старшеклассницы не сводили глаз с красавца-моряка, мальчишки смотрели с завистью. Через пару дней он поехал в военкомат и встал на воинский учет…

44 года назад Владимир завершил срочную службу. Связи с однополчанами остались крепкими, потому что это были лучшие годы, когда происходит становление молодых людей, когда парни со всех уголков необъятной СССР были объединены одной целью и шли к ней, учась друг у друга. Конечно же, среди множества дел Владимир Меяев всегда находит время, чтобы встретиться с ребятами, служившими в морфлоте, вспомнить молодые годы и поговорить о настоящем. Сейчас ведь по праву можно гордиться российским морским флотом и суперсовременной боевой техникой…

_________________

Для справки: Временем зарождения российского флота считается 1696 год, а его история насчитывает более трех столетий. За все это время противники из разных государств 75 раз спускали свои флаги перед российскими кораблями.

Сегодня силы ВМФ могут обеспечить нанесение ядерных ударов по наземным объектам противника, уничтожение его флота, океанских и морских коммуникаций.

Кроме того, Военно-морской флот Российской Федерации контролирует безопасность российских морских перевозок и содействует сухопутным войскам в проведении военных операций, а также выполняет другие задачи.

Цоколган ШОНХОРОВ, веб-райтер

Фото тральщика «Комсомолец Калмыкии» — из открытых источников. Сделано Алексеем СУПРУНОВЫМ, служившим в 250-ом дивизионе тральщиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.